Как запрягать лошадь: принадлежности для упряжи, последовательность, способы
Как правильно запрягать лошадь?
Подавляющее большинство людей в качестве транспорта используют машины. Однако еще 100 лет назад они были роскошью, а люди передвигались на лошадях. Для городского жителя лошадь осталась в прошлом. Исключением может стать катание в повозках на праздники или конная прогулка. А вот деревенские жители всё еще содержат лошадей. Их используют в хозяйстве и для перевозок.
Элементы и конструкция упряжки
Упряжь или сбруя – это снаряжение для лошади, состоящее из конструкции ремней, седла, хомута и т. д. Используется для того, чтобы облегчить процесс езды на лошади или для того, чтобы закрепить за ней телегу. Вероятно, первый прототип современной сбруи появился сразу же, как приручили первого дикого мустанга. Чтобы правильно направить тяговую силу лошади, необходимо знать, из чего состоит упряжь.
Современная сбруя включает в себя несколько элементов, использующихся в разных ситуациях.
Недоуздок – это облегченный вариант уздечки. Состоит из ремней и используется, когда лошадь на пастбище или её нужно вести. Представляет собой два ремешка, которые охватывают голову лошади сверху и снизу, и кольцо, к которому крепится повод. Уздечка состоит из нескольких частей. Во рту лошади помещается удила – металлический стержень с двумя кольцами по краям. К этим кольцам крепится удило и конструкция ремней, которая фиксируется на голове. Снизу головы проходят два подбородочных ремня.
Подбородочный ремень, который ближе к шее, переходит в два ремня, называемых оголовьем. Один из ремней проходит перед ушами лошади, а другой за ними. Эти ремни позволяют уздечке не падать и поддерживают всю остальную конструкцию. Подбородочный ремень, который ближе к морде, закрепляется с помощью ремня капсюля (он располагается в нескольких сантиметров от удил). Щечные ремни соединяют удило и ремни оголовья.
Кроме стандартной уздечки, используют кавессон. Он не предусматривает железного удила. Обычно используют при тренировках на корте.
Шоры – это небольшие пластины, предназначенные для ограничения обзора лошади и защиты глаз от мусора. Располагаются так, чтобы две трети пластины были ниже уровня глаза. Вожжи крепятся к удилам за кольца. Предназначены для управления лошадью. Всадник держится примерно за середину устройства.
Хомут – это элемент упряжи, который передаёт тягловую силу лошади телеге. Внешне выглядит как плотно прилегающее к телу кольцо на шее лошади. Его конструкция такова, что сила, прилагаемая лошадью, распределяется наиболее рационально. Кроме этого, он снижает вибрацию от телеги.
Хомут состоит из нескольких частей. Войлочная подкладка предназначена для того, чтобы снизить трение. Клещи. – это деревянная основа хомута. Состоит из двух деревянных частей, скрепленных одной стороной. Другую сторону связывают супонью уже после того, как наденут хомут на лошадь. Покрышка – верхняя часть хомута. Шлея – конструкция из ремней, которая помогает закрепить оглобли и не позволяет хомуту сдвигаться.
Внешне выглядит как набор ремней, зафиксированных на лошади в разных направлениях. Один ремень идет по крупу, два ремня расположены по бокам и еще два проходят под крупом лошади.
Оглобли – это конструкция из деревянных частей, которая соединяет лошадь с телегой. Внешне выглядит как две деревянные направляющие, иногда используют деревянную дугу. Оглобли крепятся к хомуту с помощью очень прочных петель из ремней. Гужи – ременные петли для фиксации оглобель. Должны иметь равную длину. Их крепят так, чтобы при движении лошади оглобли не смещались. С помощью тех же гуж к оглоблям крепится и дуга. Седёлка – это дополнительное крепление оглобель. Она представляет собой уплотненные ремни, которые протягиваются через круп коня и под ним.
С помощью седёлки можно снять часть нагрузки с лошади (для этого используют горбатую седёлку) или увеличить её тягу. Иногда седёлка снабжена кольцами.
Подпруга представляет собой фиксатор для седёлки и хомута. Обеспечивает стабильное положение хомута во время движения. Внешне выглядит как несколько ремней. Подпруга, седёлка, хомут и оглобли соединяются с помощью чересседельника. Выглядит как ремни съемной конструкции. С особо ретивыми лошадьми часто используют намордник или воротник. Намордник – пластиковый фиксатор морды лошади, закрепляемые несколькими ремнями.
Как нужно запрягать лошадь
Кони, повозка — отличный способ передвижения для жителей сельских глубинок и деревень. Однако, несмотря на все преимущества подобных поездок, важно научиться правильно и быстро запрягать лошадей. При отсутствии опыта вопрос о том, как запрягать лошадь, может вызвать сложности, а идеальное умение справляться с этим непростым действием появится только спустя энное количество практик. Чтобы запрячь лошадь, важно изучить не только советы от профессионалов и опытных конюхов, но и ознакомиться со всеми этапами запряжки.
Как запрягать лошадей
Состав упряжки
О том, что лошадь нужно запрягать, знает каждый, однако не все разбираются в строении упряжи, обеспечивающей осуществление задуманных действий. Следует запомнить, что упряжь имеет несколько главных составных элементов, которые мы ниже рассмотрим более подробно.
- Узда — наиболее доминантная составляющая, обязательная для управления животным во время езды. Узда представляет собой затылочный ремень, удило с кольцом. Она оснащена двумя ремнями на щеках и подбородке.
- Седелка — особое приспособление, прикрепляющее и фиксирующее запряжку, способную повысить тягу.
- Подпруга — элемент, который направлен на удержание седелки.
- Шлея — элемент, который позволяет удерживать хомут и фиксировать его во время передвижения. По виду это несколько регулирующихся ремешков.
- Чересседельник — ремень, который проходит в седелке. Креплением является оглобля. Подобный ремешок позволяет удерживать и фиксировать многие основные компоненты упряжи и осуществлять тягу.
- Хомут — элемент, служащий для обеспечения тяги от коня к устройству передвижения. Хомутина, клещи, покрышка, гужи, войлочная подкладка, кольцо и горт входят в состав хомута. Избавить лошадей от сдавливания можно с помощью «послабления» хомута.
- Подбрюшник — ремень, из названия которого уже ясно, где он крепится. Нужен для фиксации.
- Вожжи — компонент особенно важный, ведь благодаря ему движется повозка.
- Дуга — приспособление, которое служит соединительным элементом, амортизатором: гуж «сводит» хомут и оглоблю для смягчения рывков, ударов.
Повозка и телега могут передвигаться правильно, только если при запряжке учитывается важность каждого из элементов.
Разнообразие запряжек для лошадей
Помимо конструкции упряжки, чтобы разобраться в том, как запрячь лошадь, нужно рассмотреть и типы данного компонента. Упряжка необходима, для того чтобы обеспечить тяговое усиление с лошади на телегу, сани, карету. Для сохранения работоспособности подбирается индивидуальный вариант упряжи, регулирующий размер и подходящий телосложению.
На сегодняшний день запрягают лошадь несколькими способами. Как называется и чем отличается каждый из них?
- Постромочный. Данный способ является самым простым, ведь запряжка не оснащена дышлом, дугой и не имеет оглобель. Другое название упряжки — пристяжка. Способ идеален, для того чтобы запрячь экипажи, телегу и выполнять сельскохозяйственные работы. Лошадей запрягают путем накладывания шлеи и фиксации повозочного кольца.
- Оглобельно-дуговой способ идеален для запряжки лошади в традиционную телегу. Для этого следует проверить наличие сиделки, чересседельника, гужей, супони, дуг и нарытника. Подбирать хомут нужно, исходя из размеров лошади, ведь он должен облегать плечи коня, наподобие воротника. Для сужения хомута используют войлочные нашивки. Подобрав маленький хомут, необходимо отказаться от него сразу же. Запрячь лошадь нужно обязательно с чересседельником и сиделкой, дабы тонкий животный покров не был повреждён ремнем. Чересседельник натягивают и пропускают по верхней части. Данный элемент служит распределителем давления для лошадей. Важность дуги состоит в обеспечении правильного положения оглоблей.
- Постромочно-дышловая запряжка (иначе называется парная) подходит только для 2-х животных, что особенно уместно в сельской местности при выполнении тяжелых хозяйственных операций. Парная запряжка предусматривает телегу, оснащённую дышлом (оглоблей, которая находится в центре). Именно к оглобле и пристегиваются кони и лошади. Запряжка состоит из постромков, нашильников и нагрудников. Нужно придерживаться определенного порядка действий, чтобы запрягаемые лошади чувствовали себя комфортно и обеспечили вас качественной работой. Вначале кони помещаются в уздечки и хомуты, после чего расставляются по 2 сторонам от оглобли. Дышло одевается в нашильник (это касается обоих животных) и фиксируется в нагрудном кольце. Благодаря нашильникам, есть возможность контроля над натяжением и фиксацией хомута. Последним этапом является закрепление нагрудников и пристегивание вожжей.
Если лошадей больше двух, то подойдет запряжка цугом. Лошадь, правильно запряженная в повозку, не только избавит от лишних хлопот, но и действительно порадует своей работой. Единственное, что нужно знать, — конструкцию и типологию упряжки. После изучения теоретического материала переход к практике будет простым и быстрым.
Процесс запряжки лошади
Вне зависимости от того, куда вы направляетесь, нужно обеспечить и себя, и лошадей безопасностью, а это возможно лишь при правильной упряжке. Как выполняется русская одноконная запряжка? Важно последовательно и чётко следовать описанным профессионалами шагам.
- В самом начале нужно как следует осмотреть и вымыть лошадь. Важно не только проверить её самочувствие, но и проанализировать, не повреждена ли упряжка и все её составляющие: нигде не должно быть никаких трещин и разрывов. При обнаружении разных по длине гужей важно уравнять их, чтобы не привести к ухудшению передвижения. После осмотра животного и телеги можно переходить к остальным составляющим.
- Нужно соединить подбрюшник с чересседельником с помощью кольца. После продевания внутрь необходимо сделать петельку — ею покрывается оглобля.
- Коней одевают в хомут, оснащают уздой и седелкой внизу холки. Для правильного расположения хомута нужно постараться, ведь он может находиться только клещами к верху. После можно опустить его и перевернуть на шее, зафиксировав при необходимости.
- На следующем этапе ремни и пряжки соединяются туго настолько, насколько может проходить ладошка.
- Коня заводят в оглоблю. Для этого нужно выбрать один из вариантов: животное может самостоятельно перешагнуть чрез жердочку оглобли либо его заводят в неё задом. Также можно использовать метод накатывания для пугливых или молодых животных.
- Берётся дуга и прислоняется к лошади справа, с помощью левой руки перекручивают и подгоняют гужи под необходимый размер. Важно расположить их около края оглобли.
- Дуга продевается с левой стороны петли, второй край перекладывается сквозь оглоблю. При этом важно следить за тем, чтобы петля оказалось внутри дуги, которая находится на шее. Дуга поворачивается выемкой в сторону оглобли, на которую накладывают гуж. Хомут затягивается, клещи обматываются супонью. После их соприкосновения надо следить за расположением дуги и оглобли под прямым углом.
- Необходимо привязать животное к левой оглобле. Начинать вставлять хомут можно лишь после подтягивания лошади на шаг назад.
- Голова накидывается поводом, гуж прикрепляют с темляком таким образом, чтобы не дать лошади поднять её. Каждый ремень кидается через оглоблю, чтобы не допустить «болтания».
- Удило крепится с вожжами.
Так и запрягается лошадь в повозку. Если всё сделано правильно, то вы гарантировано получите безопасную езду и сохраните в норме здоровье животного. Помните, что многое зависит от частоты тренировок, ведь кони являются далеко не простыми животными, потому нужно не только найти к ним подход, но и обладать запасом соответствующих знаний.
Правильно запряжённые лошади и повозка — залог безопасной поездки. На сегодняшний день используют несколько видов упряжек: для одного, двух и более коней. Европейские конюхи разделяют многооконную упряжку для 4-х, 6-х, 8-х животных. Упряжка, к тому же, может быть дуговой, бездуговой, выездной и транспортной. Для работы с 2 лошадьми используют постромочно-дышловой способ, а для прикрепления плуга и экипажа — постромочный. Запряженные красавцы являются качественными и полезными работниками в сфере сельского хозяйства.
Как запрягать лошадь
Собственную лошадь имеют не все. В большом городе её мало для чего можно использовать и трудно содержать. Однако, в сельской местности лошадь оказывает большую помощь людям. В частности, она может быть транспортным средством для людей или помогать перевозить грузы. В статье рассказывается о том, какая бывает упряжь, и как запрягать лошадь.
Комплектация упряжи
Лошадиная упряжь состоит из многих частей. Некоторые являются типичными, другие применяются только в отдельных способах запряжки. Основные принадлежности упряжи рассматриваются далее.
Уздечка
Она представляет собой довольно сложную конструкцию. Во рту лошади, на его изгибе, помещаются удила. Они представляют собой металлический стержень, у которого к краям прикреплены кольца. От них под подбородком установлен подбородочный ремень. Поводья представляют собой длинную тесьму, концы которой прикреплены к кольцам удил, а средняя часть находится в руках наездника.
Уздечка на лошади
Пара ремней, которые проходят сверху, называются оголовьем. Они позволяют уздечке держаться на голове. Таких ремней имеется два: один проходит сзади ушей, другой – спереди. Под оголовьем проходит ещё один подбородочный ремень.
Существуют несколько конструкций уздечек. Здесь приведена одна из наиболее распространённых. Кавессон для лошади похож на уздечку, но в нём не предусмотрены металлические удила. Его используют вместе с поводком коня во время работы на корде.
Недоуздок
Обычно, когда стоит не запряженная лошадь, это не значит, что на ней вообще отсутствует упряжь. На самом деле на её морде есть ременной недоуздок, который охватывает её снизу и сверху. Снизу к нему прикреплено кольцо, где крепится поводок для лошади. Таким образом, удобно вести лошадь в нужном направлении. Когда приступают к запряжке лошади, недоуздок необходимо снять, а вместо него надеть уздечку.
Это ровные пластины, которые располагаются с внешней стороны глаз. Одной из их функций является защита глаз от мелких предметов. Их устанавливают с помощью специальных держателей и располагают так, чтобы они минимально ограничивали обзор и располагались таким образом, что две третьих были ниже уровня глаз.
Обратите внимание! Думая, как запрячь лошадь в телегу, нужно учитывать, что шоры удобны, когда лошадь идёт по автомобильной дороге. В этом случае уменьшится её страх перед автомобилями, которые будут близко мчаться.
Вожжи
Их прикрепляют концами к удилам. Вожжи держит возница, который с их помощью управляет движением лошади.
Хомут
Он предназначается для того, чтобы тягловую силу лошади передать телеге. Принцип его действия состоит в том, чтобы впрячь коня так, чтобы деревянные части плотно прилегали к телу, не мешая дыханию. При этом лошадь толкает хомут всем телом, используя свою силу наиболее эффективным образом.
Ещё польза от него состоит в том, что он снижает вибрацию, передаваемую от телеги, амортизируя её при движении по неровным дорогам.
Обычно его изготавливают из двух мощных деревянных деталей, скреплённых одной стороной вместе. Эти части называются клещами. Когда их надевают через голову лошади, их нижние части раздвигают, а затем их связывают супонью.
Хомут одевают таким образом, чтобы он плотно облегал тело лошади, но при этом не натирал в процессе езды. Под него подкладывают хомутину, которая представляет собой мягкую и эластичную подкладку.
Хомут устанавливают таким образом, чтобы он не мешал дыханию лошади во время работы.
Шлея представляет собой сложную конструкцию ремней, которые будут охватывать лошадь. Её значение состоит в том, чтобы предохранить хомут от смещения в различных сложных ситуациях. Примером одной из них является ситуация, когда телега едет с горы, и хомут может сдвинуться по направлению к голове лошади.
На заметку! Шлея – это набор ремней, которые с одной стороны прикреплены к хомуту, а с другой – плотно охватывают лошадь в различных направлениях. Один из них проходит вдоль верха крупа лошади, два расположены по бокам. Также предусмотрены два ремня, которые обхватывают туловище в вертикальной плоскости и проходят под крупом лошади.
Оглобли
Она представляет собой деревянную конструкцию, которая передаёт тягловую силу от коня к телеге, куда её запрягли. При этом вертикально расположенная часть, называемая дугой, имеет форму полукруга, к концам которого должны быть прикреплены деревянные направляющие.
Когда необходимо оглобли прикрепить к хомуту, их подвязывают специальными очень прочными ременными петлями. Зимой их рекомендуется смазывать дёгтем, чтобы они не стояли колом. Гужи нужно отрегулировать так, чтобы они имели равную длину и обеспечивали правильное положение оглобли: она не должна отклоняться ни в одну, ни в другую сторону.
Кроме этого, дёготь предохранит гужи от впитывания влаги и преждевременного разрушения.
Кроме того, что они прикрепляют оглобли к хомуту, гужи прикрепляют дугу к ним.
Седёлка и подпруга
Их основной функцией является ещё одно прикрепление оглобель. Для этого используют крепкий ремень, который пропускают через кольца сверху и снизу крупа и подвязывают к обеим оглоблям.
Эта деталь упряжи охватывает туловище коня сверху вниз. Верхняя часть, так же, как и нижняя, обычно снабжена кольцами. Одно расположено сверху и два по бокам и чуть ниже. Нижняя петля (есть не всегда) находится в самой нижней её части. Поскольку верхняя часть предназначена для нагрузок, обычно её снабжают войлочной подкладкой, которая снижает трение. Прикрепляют седёлку, затягивая подпругу снизу.
Совет! Если речь идёт о перевозке тяжёлых грузов, впрягают лошадь, используя так называемую горбатую седёлку. Верхняя часть у неё металлическая и согнута под острым углом. Если тяжесть значительная, такое устройство снизит нагрузку на лошадиный круп.
Намордник и воротник
В некоторых случаях, если это необходимо, можно использовать намордник для лошади. Он одевается на переднюю часть морды и закрепляется специальным ремешком, который проходит за ушами.
Может также использоваться воротник. Его надевают на шею, и он расширяется по направлению вперёд. Его размеры таковы, что лошадь может смотреть только вперёд.
Виды и способы запряжки
В основном, применяются следующие виды упряжи:
- одноконная;
- упряжка из двух лошадей;
- тройка коней;
- многоконная.
Последний вариант может различаться по количеству запрягаемых лошадей.
Если делается пристяжка, это означает, что одного коня ставят в оглобли, а пристёжная бежит рядом, помогая коренной лошади.
При двух лошадях в запряжке одна коренная, а другая – пристяжная лошадь.
Обратите внимание! Нужно учитывать, что можно запрячь двуколку для лошади своими руками, однако сделать это для большего количества будет затруднительно.
В третьем случае речь идёт о русской тройке лошадей, где обычно одна из лошадей является коренной, а две другие – это пристежные.
Если используют карету с четвёркой лошадей, то один из вариантов состоит в использовании двух пар – двойки выносных, а также двойки коренных.
Другой способ носит название квадриги: четыре лошади при этом бегут в один ряд.
Когда имеется пять лошадей, запрячь коней можно так: в первом ряду ставят три выносных, а за ними – две коренных.
К сведению! Использовать ещё большее количество лошадей при одной запряжке не имеет практического смысла. Однако это иногда может делаться при некоторых развлекательных мероприятиях.
Также есть и другая классификация видов конной упряжи:
- Постромочная. Этот способ является наиболее распространённым для использования в сельском хозяйстве. В этом случае дышло и оглобли применять не принято. Одно из достоинств такого способа – это простота. Однако упрощённая сбруя на крутых спусках может привести к травме лошади.
- Постромочно-дышловой вариант. При этом способе дышло и оглобли используются, что приводит к более безопасному вождению в случае крутых спусков на дороге. Другие достоинства состоят в том, что становится выше устойчивость животного, а также при сельхозработе повышается эффективность труда животного. Однако в этой ситуации важно правильно запрячь коня, не перетянуть и не перекосить её.
- Оглобельно-постромочная. Этот способ характерен тем, что при запряжке не применяется дуга. Однако хомут присоединяется достаточно надёжно с помощью кожаных или металлических фиксаторов. Может применяться также другой вариант, при котором оглобли прикрепляются к седёлке, а не к хомуту. Данный вариант повозки, запряженной лошадью, является очень популярным в различных европейских странах. Его принято называть английской запряжкой.
- Оглобельно-дуговой вариант. Данный способ принято считать исключительно российским. В Европе его практически никогда не используют. Этот способ популярен и в случае транспортировки грузов, и для перевозки людей.
- Смешанный способ. В рассматриваемом случае в запряжке могут одновременно присутствовать черты нескольких вариантов. Чаще всего при такой запряжке не используется дуга. Этот вариант не принято использовать на тех дорогах, где крутые спуски или подъёмы.
Для верховых поездок способ запряжки существенно отличается.
Правила запряжки
В самом начале с коня снимают недоуздок и надевают уздечку. Её ставят через верх, вставляя удила и закрепляя ремни уздечки. Для того чтобы эта упряжь не смещалась, её закрепляют при помощи капсюля. Это круговой ремешок, который охватывает морду, располагаясь на несколько сантиметров сзади от удил. Его нельзя затягивать до конца. Принято делать это так, чтобы можно было сделать проверочное действие: снизу между ремнём и мордой можно было подсунуть два пальца.
Ещё одна его важная функция состоит в том, чтобы удила не сдвигались вбок, и кольцо не попало в рот.
Необходимо прикрепить седёлку. Она должна обхватывать круп лошади и быть завязана ремнями снизу, чуть сзади по отношению к передним ногам.
Необходимо прикрепить седёлку
Когда одевается хомут, шлея к нему должна быть уже прикреплена. Надевают его через голову. Удобно это делать, перевернув хомут, а затем, надев его, нужно будет поставить правильно.
Одевая оглоблю, нужно расположить дугу внутри оглобель, пропустить гуж позади и над оглоблями, провести его снаружи и петлёй захватить конец дуги.
Обратите внимание! После того, как оглобли прикреплены, нужно затянуть супонь. Чтобы это сделать, надо встать сбоку от коня и несколько раз обернуть её вокруг хомута. После этого необходимо упереться ногой, чтобы притянуть концы друг к другу и закончить обматывание, с усилием обмотав и затянув супонь.
На этом этапе необходимо прикрепить шлею. Она одним концом прикрепляется к хомуту, затем её нужно аккуратно расправить и закрепить.
Теперь надо прикрепить ремнями оглобли к седёлке. Для этого ремень пропускают через верхние петли на ней, через нижнюю петлю и крепко привязывают его к оглоблям.
Как нужно распрягать коня
Обычно в этом случае действия происходят в обратном порядке по отношению к запряжке. Это выглядит следующим образом:
- Сначала отвязывают вожжи и вынимают их.
- Отвязывают ремни, которыми оглобли были подсоединены к седёлке.
- Развязывают супонь, отсоединяют дугу и аккуратно её снимают.
- Выводят коня от оглобель, отвязывают и отсоединяют шлею.
- Снимают хомут, отсоединяют и снимают седёлку.
Затем животному вытирают пот, если на дворе зима и коню холодно, накрывают попоной.
Запрягать коня – это довольно сложное дело. Чтобы его освоить, перестать быть в этом новичком, нужно проделать такой урок неоднократно. При этом важно помнить о том, чтобы при запряжке не нанести повреждений и не спровоцировать натёртости или другие проблемы. Если всё сделать правильно, конь станет надёжным помощником для своего хозяина в жизни.
Источники:
http://stroy-podskazka.ru/loshadi/kak-zapryagat/
http://fermoved.ru/loshadi/kak-zapryagat.html
http://7ogorod.ru/loshadi/kak-zapragat.html