О лопатах в машину: маленькая, складная для внедорожника, как выбрать, описание
Особенности автомобильных лопат
Автомобилисты всегда готовы к непредвиденным событиям. Поэтому в багажнике любой машины можно найти необходимые инструменты и приспособления для выхода из самой сложной ситуации. В их числе обязательно находится лопата. Это настоящий помощник при заносах в снег, в грязевую колею или в песок. В автомагазинах имеется большой выбор лопат. Однако решить, какая из них проявит себя лучше всего, бывает сложно.
Чтобы определиться с выбором, стоит подробнее узнать об автомобильных лопатах.
В данном случае не может идти речь о садовой лопате. Предназначение этого инструмента совсем иное. Конечно, ситуации на дорогах бывают разные. В некоторых и простой садовый инструмент может оказать ощутимую помощь. Но все же лучше приобрести специальный вариант для автомобиля.
Автолопаты обладают определенной длиной. В разложенном виде они достигает 80 см, длина черенка – около 60 см.
Существуют инструменты следующих видов:
Для работы в снежных заносах лопата должна иметь углубление на штыке. А вот для работы с грунтом необходим заостренный конец.
Наиболее популярными у автомобилистов являются стальные инструменты. Также в магазинах имеются лопаты с титановым полотном. К самым легким относятся лопаты из пластика. Современные технологии позволяют делать их очень прочными.
Нередко для очистки площадки с автомобилями используются автоматические лопаты с отбросом снега. При обильных снегопадах такой вариант может стать настоящим спасителем для заваленных по самую крышу машин. Однако такие лопаты неудобны для перемещения в багажнике. Поэтому этот механический инструмент больше подходит для владельцев частных домов и дач.
Как выбрать?
Прежде чем перейти к покупке инструмента, стоит хорошо подумать, для каких работ он может потребоваться. По стоимости лопаты тоже различаются. Это зависит от торговой марки и материала, из которого изготовлен инструмент.
В числе самых покупаемых находится снегоуборочный инвентарь торговых марок «Зубр» и «Витязь» (Россия), «Fiskars» и «Snowxpert» (Finland).
При выборе лопаты для песка стоит учитывать, что работать с ним труднее, чем со снегом. При этом достать транспорт из песочного плена легче. Песок имеет свойство осыпаться, поэтому при работе нужно захватывать большую его часть, делая пологие склоны. Автомобиль сможет выскочить из такой ловушки, но перед этим стоит выровнять заезд. Это позволит песку не осыпаться и не даст машине повторно забуксовать.
Плотный грунт считается одной из самых сложных проблем. На ее решение у автомобилистов уходит не один час. Особенно ситуация сложна, когда техника глубоко просела в землю.
Рекомендуется при выезде из колеи прорыть высокие бортики, чтобы автомобиль получил возможность сделать рывок. Когда машина попадает в грязевую лужу, рекомендуется найти место ее естественного занижения для осушения ловушки.
Часто водители используют малую саперную лопатку. Однако ее применение рекомендуется лишь в качестве дополнительного оборудования. Это важное условие в российских реалиях. Все-таки саперная лопатка имеет иное, военное предназначение. Хотя бывалые водители предпочитают именно ее из-за малого размера и походных возможностей. Вместе с этим стоит отметить, что достать технику из снежного плена такой лопаткой будет сложно.
Совковая лопата удобна для работы со снегом и сухим песком. Но для работы с землей она не подходит. Длина черенка у такого инструмента стандартная. Более короткий держатель может пригодиться в пустыне, его часто используют участники ралли.
Что касается штыковой лопаты, то она может справиться с любой почвой, даже со льдом. Этот инструмент должен обладать особой прочностью.
Садовая совковая лопата сочетает в себе штыковую и совковую. У нее прямой штык. Это осложняет работу при выгребании взрыхленной почвы. При выборе такого вида лопаты лучше всего подбирать инструмент с металлическим черенком. Он должен быть слегка изогнут. Такой вариант считается наиболее прочным.
При выборе складной автомобильной лопаты нужно смотреть на ее размер. При опущенной руке черенок должен доходить до локтевого сгиба.
Некоторые предпочитают лопату с телескопическим черенком. Она больше подходит для условий городских улиц. Инструмент считается не самым практичным в автомобильных походах из-за ненадежности телескопического черенка. Но часто такой вариант лопаты продают в дорожном наборе с топором и ножом. Ее плюс – возможность регулировки черенка под конкретного человека.
Для зимы
Чаще всего необходимость в лопате возникает с выпадением снега. Зимняя погода становится все более непредсказуемой. Никогда не знаешь, что ждет завтра — ледяной дождь или многодневный снегопад. В любом случае инструмент в машине обязательно дождется своего участия в борьбе с последствиями зимней стихии.
При выборе зимней снеговой лопаты необходимо обратить внимание на ее вес, материал, форму и размер ковша. К легким видам относятся пластиковые инструменты. Они максимально удобны в работе со снегом, достаточно маневренны. Пластиковые изделия хорошо подходят водителям-женщинам.
Стоит учесть, что пластик может трескаться. Вместе с этим пластиковые совки не боятся воды и могут храниться в любых условиях. Если выбор все же пал на инструмент из пластика, стоит помнить, что дольше всего прослужит вариант с металлическими пластинами.
Лопаты из алюминия тоже относятся к легким инструментам. Но есть одно требование. При работе такую лопату нужно держать под углом 45 градусов. Таким образом водитель или его помощник сумеет сохранить энергию.
Стальная лопата предназначена для физически крепких людей. Ее вес является весьма ощутимым. Зато она справляется с любым видом дорожного катаклизма, служит долго и надёжно.
Специалисты не рекомендуют брать лопату с большим совком. Иногда кажется, что такой вариант практичнее, так как он позволит захватывать большее количество снега за один раз. Но снега не бывает мало, его еще нужно откидывать. Силы могут иссякнуть очень быстро.
Лопата должна иметь квадратный совок с тремя бортиками по бокам. Они не позволят снегу соскальзывать с поверхности инструмента.
Плоская лопата позволит убрать снег с большой площади. На неровных поверхностях лучше всего справляется с работой лопата с полукруглой формой ковша.
Также стоит обратить внимание на бортики с обратной стороны совка. Чем они шире, тем лучше инструмент себя проявит при уборке снега на больших территориях. Такие бортики позволяют инструменту легко скользить по снежной поверхности.
Важно, чтобы держатель лопаты был комфортным для работы, легким и прочным. Лучше всего подбирать инструменты с гнутыми рукоятками. Наиболее практичными считаются алюминиевые ручки, но они должны иметь вставки из резины или пластика. Это защищает руки водителя от замерзания. Кроме того, вставки позволяют держать инструмент прочно.
Рукоять должна быть комфортной длины. Слишком короткая будет заставлять водителя часто нагибаться. В этом случае фаворитом является лопата с телескопической ручкой, которую можно подстроить под любой рост.
Лучше подбирать вариант с черенком из алюминия. Однако по цене такая лопата может стоить дороже других видов, поэтому чаще автовладельцы выбирают лопаты с деревянными рукоятками. Стоит отметить, что металлические черенки всегда меньше по толщине, чем их деревянные аналоги.
Как сделать самому?
Многие задаются вопросом, можно ли сделать лопату самому. Эксперты говорят, что это возможно, причем из подручных материалов и всего за час.
Для изготовления инструмента понадобятся:
- фанерный лист размером 50х40 см;
- брусок из дерева размером 40х7 см;
- кусочки жести или оцинкованного металла;
- рукоятка;
- саморезные стержни.
Подготавливаем брусок, в котором делаем отверстие под черенок. Оно не должно быть больше диаметра черенка. Это важно для плотного прилегания. Саморезами прикрепляем кусок фанеры к бруску. Для прочности крепежа размещаем с обеих сторон фанеры полосы жести или оцинковки.
В месте крепления черенка срезаем его под углом 45 градусов. Оборачиваем его листом оцинковки и помещаем в приготовленное отверстие. Закрепляем черенок в бруске саморезами. Для разбора лопатки достаточно будет выкрутить саморезные стрежни.
Уход за инструментом
Как и любой другой инструмент, автомобильная лопата требует ухода. После проведения работ ее необходимо почистить. Если вы работали со снегом или водой, обязательно протрите инструмент насухо. Важно следить за деревянным черенком, чтобы он не болтался.
Что касается металлических инструментов, здесь нужно смотреть за краем рабочей пластины, регулярно подтачивать его при помощи болгарки или рашпиля. Во время покупки стоит обратить внимание на место соединения пластины с черенком. Крепеж должен быть цельным. Такой инструмент прослужит долго.
В каждом автомобиле лопата должна быть всегда, даже если на улице светит солнце и ничто не предвещает непогоды. Что произойдет в дороге, не знает никто, а этот простой инструмент может помочь добраться до места назначения вовремя.
Лопата в машину
Необходима ли в поездке на автомобиле лопата? Этот вопрос отпадает у тех, у кого машина застревала на бездорожье. Хотя такие случаи редкость, но кому довелось в перепачканной одежде искать помощь, чтобы вытащить застрявшее авто, наверняка запомнят надолго такую передрягу. Также нередки случаи, когда приходится откапывать свой автомобиль по утрам из сугробов.
Разновидности и назначение автомобильных лопат
Конечно, в багажнике можно возить и обычную садовую лопату, но все-таки лучше приобрести ту, которая будет отвечать всем необходимым требованиям.
Особенности конструкции
Обычная лопата в машину имеет длину приблизительно 80 см (в разложенном состоянии). При этом длина черенка составляет 60 см, чтобы его удобно было держать. Иногда для удобства его снабжают рукоятью.
Лопаты в машину могут быть различных конструкций: складная, телескопическая, разборная. Для уборки снежного заноса лопаты имеют своеобразное углубление на штыке, а для копания почвы и глины должен быть заостренный конец.
Материалы производства
Чаще всего используют лопаты со стальным полотном. Но существуют и с установленными титановыми аналогами. Они легче других. Но самый легкий материал для изготовления таких лопат — пластик. Сегодняшние технологии позволяют создавать их настолько прочными, чтобы использовать для любых участков грунта около машин. Черенки из металла, как правило, имеют меньшую толщину, чем деревянные.
Советы по выбору автомобильной лопаты
Покупая лопату для автомобиля, следует иметь в виду, для каких целей и в каких условиях она будет использоваться. Перед покупкой определитесь не только как она будет называться, но и какие функции предназначена выполнять.
Для чего нужна лопата в машине
Сколько будет стоить экземпляр, конечно в большей степени завит от бренда фирмы производителя. Не каждый готов купить такие орудия от популярных фирм (Fiskars, Суприм и др).
Лопата для песка
Прорывать песок значительно сложнее, чем снег. Однако при этом выкопать машину значительно проще. Выкапывая из песка, следует захватывать более обширную часть и делать более пологие склоны, так как песок имеет свойство осыпаться. После того как машина сможет выехать, придется выровнять заезд, так как начать движение, трогаясь с места на сыпучий подъем, можно снова оказаться в засаде.
Для плотного грунта
Не имея навыков копания твердых грунтов придет повозиться с такой задачей. Предварительно стоит прорыть при выезде из колеи высокие борта, через которые, например, автомобилю Skoda не удастся перескочить. Убирают их примерно на 3 м, чтобы обеспечить машине возможность для маневра. Иногда достаточно 5 мин., чтобы справиться с такими земляными работами.
Если машина попала в вязкую лужу, чтобы ее осушить, нужно выбрать место копа для ямки в стороне естественного понижения.
Малая саперная лопатка
Саперная лопата для внедорожника выручит во многих непредвиденных случаях, возникающих на дорогах. Ее небольшой размер позволяет освободить объем багажника для других полезных вещей. Но в работе она не очень удобна, например, выкопать ею машину из-под снега очень сложно.
Важно! В российских условиях саперная лопата должна быть только в качестве дополнительного оборудования.
Совковая лопата
Ею удобно выгребать снег из-под автомобиля. Также используют для уборки сухого песка. Длина черенка такого инструмента должна быть стандартной. Короткая годиться только для велогонщиков и участников ралли-рейдов по пустыням. Справиться с твердым грунтом почти не получится.
Штыковая
Такой лопатой удается копать практически любую почву. Ей под силу даже долбить лед. Выбирая такой вид орудия, нужно, прежде всего, обращать внимание на ее прочность. Лопата, изготовленная из тонкого материала, при нагрузке может изогнуться и лопнуть.
Садовая совковая
В ней сочетаются положительные характеристики обычной штыковой и совковой лопат. Но такая разновидность имеет прямой штык, что создает неудобства, если приходится выгребать взрыхленную почву. Если выбор пал на штыковую, то стоит поискать такую, у которой желательно присутствие небольшого загиба вперед относительно черенка. Также лучше выбрать с металлическим, слегка изогнутым черенком, который добавит ей прочности.
Складная автомобильная лопата
Подбирая себе лопату для автомобиля, следует обратить внимание на ее величину. В идеале черенок лопаты должен доходить до локтя при опущенной руке. Но, если он не помещается в багажник, то следует выбрать максимально длинный, который поместится поперек багажного отделения. Кроме этого, можно купить лопату с телескопическим черенком. Но помните, что такая маленькая лопата может подвести в самый неудобный момент.
Какую лучше выбрать на зиму
Зачастую потребность в лопате возникает в зимнее время, когда наступает необходимость освобождения автомобиля от снежных заносов, возникающих на дорогах за городом, а также при выезде со двора, если перед этим по основной дороге прошлась снегоуборочная техника.
Обратите внимание! У машины, попавшей в снежный сугроб, приходится освобождать всю нижнюю часть, чтобы только колеса касались земли. Перед этим расчищается снег, находящийся рядом с машиной. Только после этого автомобиль сможет выехать самостоятельно.
При всем громадном объеме работ выкопать машину из снега при помощи лопаты — наиболее простой способ. Сегодня популярной для этих целей считается лопата Суприм, выпускаемая нью-йоркским брендом.
Иногда при поездках по нечищеным дорогам происходит образование впереди машины кучи липкого снега, через которое авто буквально перескакивает, а снег налипает на передний бампер. Поэтому, чтобы не допустить подобного, приходится периодически избавляться от образовавшегося снежного вала под капотом.
Можно иметь обычную лопату, которую используют дворники. Легкий ковш поможет быстро справиться с большим объемом снега с минимальным усилием. Не сложно убрать спрессовавшийся снег из-под машины, но только с краев. Но ею невозможно добраться до всех участков (это не относится к джипу). Поэтому ее следует брать только в комплекте вместе с менее широким, но в то же время прочным инструментом, таким как лопата Supreme.
Складная лопата своими руками
Если лопата сломалась, а нужно срочно принять меры, то складную лопату в машину удастся смастерить самостоятельно из подручных материалов за час.
Например, ее можно сделать из куска фанерного листа. С помощью такого орудия можно запросто справиться со снежным заносом. Для этого понадобится:
- фанера (50×40 см);
- брусок из дерева (40×7 см);
- небольшие фрагменты листового металлического полотна (подойдет жесть, оцинкованный металл и т. п.);
- рукоять;
- саморезы.
Первым делом следует подготовить брусок. В нем проделывается отверстие, чтобы поместить туда черенок. Не стоит делать отверстие больше диаметра черенка, так как нужно, чтобы прилегание было крепким.
После этого ковш из фанеры крепится к бруску при помощи саморезов. Чтобы соединение деталей было более прочным, с двух сторон фанеры помещают полосы металлического листа.
Складная лопата своими руками
Черенок срезают под углом 45° в том месте, где он будет крепиться к бруску. Затем его оборачивают листом оцинкованного металла и помещают в подготовленное заранее отверстие. На последнем этапе работ черенок закрепляют к бруску при помощи саморезов. Конечно,аналог одной из лопат компании Фискарс смастерить не получится , но такой экземпляр орудия обязательно поможет в трудную минуту. А если ее нужно будет положить в багажник, то можно быстро разобрать, скрутив саморезы и отделив от черенка самодельный ковш.
Также можно сделать складную саперную лопату. Для этого потребуются:
Ее длина должна быть около 45 см, а в разложенном состоянии — 60 см с весом около 1,5 кг. Глубина наступа будет примерно 15 см. Размер штыка 210×160 мм. Лопата будет иметь 3 положения: разложенная, кирка и сложенная. Ее можно изготовить всю из стали, а верх черенка сделать деревянным.
Узел крепления делается из 2 уголков 40×40 мм, разъем распила 30 мм. Они просверливаются и приделываются к полотну штыка, которое выполнено из стали. Ее можно купить на любом строительном рынке.
Важно! Чтобы штык не гнулся, можно сделать 3 ребра жесткости, слегка согнув металл по краям и в середине. Такой лопатой можно копать дерн, глинистую почву и другой грунт.
Автомобильную лопату всегда нужно иметь в багажнике. Благодаря ей никакие катаклизмы природы не застанут водителя врасплох. Только тогда можно быть уверенным, что удастся доехать до места без опоздания.
О лопатах в машину: маленькая, складная для внедорожника, как выбрать, описание
Нужно ли возить с собой лопату? Если да, то какую? Обидно, когда ответ на первый вопрос становиться очевидным, после того как машина застрянет по-настоящему. Хотя у современных автомобилистов приключения на бездорожье случаются редко, перепачканные люди, утопившие в грязи телефон и совершившие марш-бросок за подмогой, запоминают их надолго. Меж тем лопата в багажнике занимает совсем немного места. Попробуем выяснить, как правильно копать и какую лопату выбрать.
В снегу
Чаще всего необходимость выйти из-за руля и взяться за лопату возникает зимой: снежные перемёты на полевых дорогах, бруствер у выезда из двора после прохода снегоуборочной колонны, заваленные ворота дачного участка. У застрявшей в сугробе машины нужно освободить от снега все днище и элементы ходовой части, чтобы автомобиль касался земной поверхности только нижними точками шин. Сначала надо расчистить место вдоль бортов, чтобы было куда выбрасывать снег из-под машины. Затем методично копать пещеру под днищем: до середины с обеих сторон в пределах базы. Потом освободить свесы. Непосредственно под колёсами рыть не надо. Как только лежащий на земле снег перестанет касаться нижней части автомобиля, можно садиться за руль и уезжать — машина вновь обретёт способность самостоятельно двигаться. И хотя сначала кажется, что копать придётся долго, на самом деле рыть снег легко и быстро, поэтому зимой лопата — самый эффективный инструмент, чтобы освободить застрявший автомобиль.
Во время езды по совсем нечищеной зимней дороге бывает, что машина нагребает перед собой плотный бруствер липкого снега, перескакивает его передней осью и повисает. Поэтому, пробиваясь по глубоким сугробам, лучше копать в превентивном порядке. То есть, периодически, не дожидаясь, пока автомобиль сядет, немного сдавать назад и убирать снежный вал перед бампером.
В песке
Рыть сухой песок немного тяжелее, чем снег, но из него откопать машину тоже можно быстро. Правда, копать придётся больше: у этой сыпучей субстанции есть свойство сползать в уже отрытую яму. Поэтому пространство вокруг автомобиля надо откапывать шире и делать более пологие склоны, чем в снегу. В остальном порядок действий тот же. А вот после освобождения машины придётся выровнять выезд из засады. Потому что штурмовать с места крутой сыпучий подъём — значит снова посадить машину.
Впрочем, закопаться всеми колёсами на ровном месте позволит еще не всякий песок, и даже не на каждом пляже. Намного чаще в песках застревают на перегибах рельефа, посадив машину базой на вершину гряды или заехав в уже готовую канаву. В этих случаях рыть придётся меньше, по крайней мере, не придётся откапывать всю площадь под автомобилем и вокруг него. Главное только не углублять уже имеющуюся яму, выбираясь из низины.
На твёрдом грунте
Жёсткую землю без привычки много не покопаешь, а значит, работать лопатой тут надо с умом и расчётливо. Для выезда из колеи лучше всего срыть высокие бортики, которые автомобиль не может перескочить. Их надо убрать на протяжении метров трёх, чтобы машине было достаточно места для манёвра в сторону, а выезд для всех колёс получился ровным.
Во многих случаях можно довольно быстро подкорректировать лопатой локальный рельеф, если машина застряла из-за несовпадения своих форм с геометрией местности. Иной раз бывает достаточно пяти минут активных земляных работ, чтобы справиться со страшным на первый взгляд препятствием.
Так же есть толк в лопате, если машину прочно засосала небольшая, но вязкая лужа. Водную преграду можно осушить, прокопав канал в сторону естественного понижения местности или же отвести воду в специально вырытую неподалёку яму. В сухую погоду обезвоженное дно лужи обычно довольно быстро восстанавливает прочность и несущую способность, что существенно упрощает спасательные работы.
Я знаю человека, который смог освободить провалившийся в мелиоративную канаву Mitsubishi Pajero при помощи розового дочкиного совочка, случайно оставленного в багажнике. Но у него просто не было другого выхода.
Малая сапёрная лопатка
Многие автолюбители мечтают об универсальной лопате на все случаи жизни и выбирают сапёрную лопатку.
Маленькая, лёгкая, лежит себе где-то в багажнике и не мешается, а при случае может копать.
Вот только привлекательность в хранении оборачивается мучением в работе. Каково будет ею выбирать грунт или снег из-под днища застрявшей машины? А ведь придётся еще делать тоннель, чтобы самому пробираться туда, куда не дотянуться снаружи! А что касается размера и веса, то в машине возить — это не на себе носить. Поэтому сапёрную лопатку имеет смысл держать разве что в очень маленьком автомобиле, у которого шансы покинуть асфальт стремятся к нулю: если что, откопать ею застрявшую машину получится, но только очень долго и тяжело.
Снеговой отвал
Убрать с дороги сугроб по принципу «бери больше — кидай дальше» быстрее всего получится классической снеговой лопатой, как у дворника.
Ее вместительный, но лёгкий пластиковый ковш прекрасно справляется с перемещением больших объёмов с минимальными трудозатратами. А вот выкапывать плотный спрессованный снег из-под днища удобно только вначале. А затем большая лопата просто перестаёт помещаться и удобно поворачиваться под машиной. В общем, брать с собой её имеет смысл только в зимние путешествия по непредсказуемым местам и то лишь в комплекте с острым и прочным инструментом поменьше. Зато в гараже и на даче зимой без такой лопаты никак.
Совок во всех его проявлениях
Очень удобно выгребать снег из-под севшего автомобиля совковой лопатой. Она также хорошо подойдёт для сухого песка, если нелёгкая занесёт вас в песчаный карьер или на опустевший пляж. В работе удобнее инструмент нормальной длины, а не укороченный.
И не стоит кивать на альпинистов и участников ралли-рейдов по песчаным пустыням, которые берут с собой на маршрут что-то типа алюминиевых совков.
Для них-то как раз размер и вес имеет значение. Тем более что первые обычно не копают под машинами, а вторые в азарте гонки могут потерять больше времени, чтобы достать и потом уложить громоздкий инвентарь, чем на несколько лишних взмахов. К тому же они специально учатся работать короткой лопатой быстро и правильно.
Но работать только совком на твёрдом или дернистом грунте — дело почти бесперспективное. Поэтому в наших почво-климатических условиях совковая лопата в машине может быть лишь дополнительным инструментом.
Штык-молодец
С твёрдыми грунтами лучше всего справляется классическая штыковая лопата.
Этот универсальный инструмент возьмёт любую почву — были бы силы и терпение. Ей можно и копать, и долбить, и даже колоть лёд. Поэтому прямую штыковую лопату нужно выбирать по принципу максимальной прочности и остроты. Слабые тонкие штыки от ударной нагрузки гнутся и даже порой лопаются. Вы спросите, почему тогда не лом? Да просто потому, что махать ломом куда тяжелее!
Хотя, это где ездить: северные дальнобойщики на зимниках, например, возят лом постоянно. Другое дело, что в более цивилизованных и комфортных условиях универсальной лопаты всё же достаточно.
Единственное неудобство лопаты с прямым штыком — выгребать уже разрыхлённую почву. Поэтому в качестве единственного шанцевого инструмента в машине лучше выбрать модель, обычно классифицируемую как разновидность садовой — с немного загнутым вперёд относительно черенка штыком заострённой формы.
Она сочетает достоинства штыковой и совковой лопат. Еще лучше, если она будет на длинной эргономично изогнутой металлической ручке: металлический черенок почти не добавляет массы, зато сильно повышает прочность. Да и работать инструментом такой формы удобнее, чем просто прямым.
Как-то раз при мне пожарный расчёт откапывал свой собственный «Урал»-цистерну, утопший в грязи выше колёс посреди поля из-за того, что у доблестных огнеборцев открылся какой-то кран и все четыре тонны воды вылились прямо под машину, пока та стояла. И ничего — откопали и уехали. На следующий день. Так что ничего невозможного нет.
Какую лопату выбрать?
Садовая лопата — универсальный инструмент, совмещающий преимущества штыковой и совковой.
Отправляясь с попутчиками в рейд по бездорожью, захватите в пару к универсальной лопате специализированную.
Лопата должна быть чуть выше локтя свободно опущенной руки. Если инструмент такой длины не помещается в автомобиль, выберите лопату, которая поместиться поперек багажника. Телескопические черенки экономят место, но могут подвести в критический момент, а саперной лопатой работать тяжело.
И прежде чем копать, убедитесь, что нет решения полегче.
Источники:
http://stroy-podskazka.ru/lopaty/vidy/avtomobilnye/
http://7ogorod.ru/prochee/lopata-v-masinu.html
http://www.avtoall.ru/article/21862840/