2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О лошадях тяжеловозах: известные породы ломовых, тяжелоупряжных лошадей

Тяжелоупряжные породы лошадей

Тяжелоупряжные породы лошадей до начала периода механизации играли важную роль в жизни людей. Они использовались как верные помощники в сельской местности. Сильных коней запрягали в плуг, с их помощью доставляли большие грузы из одного пункта в другой. Сейчас большинство упряжных пород находится на грани исчезновения.

Отличительные особенности тяжелоупряжных пород

Лошади-тяжеловозы – самые сильные на планете. Им присущи крупные габариты тела, массивные ноги, широкая спина. Издревле такие животные служили на благо человека. В средние века они возили на себе рыцарей, облачённых в железные доспехи, а позднее их задействовали в полевых работах.

Особенности тяжелоупряжных пород:

  • крепкая конституция;
  • огромная сила;
  • добрый нрав;
  • неприхотливость.

Популярные тяжелоупряжные породы

Почти в каждой стране есть свои породы тягловых лошадей. В России к ним относятся русский, советский и владимирский тяжеловозы. В Англии популярны шайрские кони, во Франции – першероны, а в Бельгии – брабансоны. Каждая популяция имеет свою историю, особенности и отличия.

Русский тяжеловоз

Предками русских тягловых лошадей были ардены, населявшие территорию современной Бельгии, и местные рабочие кобылы. Когда бельгийские жеребцы попали в Россию, то сразу вызвали интерес местных жителей. Кони отличались неистовой силой и двигались быстрее аборигенных лошадей. Помеси несколько раз улучшали, приливая кровь брабансонов, что со временем привело к увеличению их роста.

Порода русский тяжеловоз зарегистрирована в 1952 году. Её представители невысокого роста – до 155 см в холке. Они обладают:

  • удлинённым туловищем;
  • длинной изогнутой шеей;
  • глубокой грудью бочкообразной формы;
  • широкой спиной;
  • сухими, очень крепкими короткими конечностями.

Порода русский тяжеловоз

Внимание! Русские тяжеловозы имеют ряд преимуществ – они рано созревают, отличаются крепким иммунитетом, покладистым характером, неприхотливостью, умением приспосабливаться к разному климату.

Советский тяжеловоз

Эта порода развивалась в 18–19 веках на юге Нижегородской области. За основу генотипа брали местных битюгов и тяжеловозов из Европы – брабансонов и суффольков, отличавшихся гигантскими габаритами и мощью. Местные крестьяне могли вывести собственную популяцию на основе европейских тягловых лошадей и без участия битюгов, но они плохо приспосабливались к местным климатическим условиям. К 30-м годам 20 столетия у потомков бельгийских и русских лошадей стали проявляться желаемые генетические признаки, к тому же, они хорошо закрепились.

Породу советский тяжеловоз зарегистрировали после окончания Великой отечественной войны. В его экстерьере отмечают хорошо развитый раздвоенный круп и сильные задние конечности с укороченными бёдрами и длинными скакательными суставами. Представители породы среднего роста – от 1,55 до 1,7 м. Взрослый жеребец весит 900 кг. За годы селекции почти удалось избавиться от фризов на ногах, которые затрудняли уход за копытами.

Внимание! Советская тяжелоупряжная лошадь довольно флегматична и добронравна. От европейских предков она унаследовала относительную резвость, которая обычно несвойственна тягловым породам.

Владимирская тягловая лошадь

История этой породы началась в 1886 году, когда на Гаврило-Посадскую конюшню прибыли английские тяжеловозы клейдесдали. Их использовали для скрещивания с местными кобылами, отличающимися малым ростом, но хорошей выносливостью и неприхотливостью. Немногим позднее в селекции участвовали и шайры, но они не сильно повлияли на развитие отечественной тяжелоупряжной породы.

Владимирская лошадь обладает следующими признаками:

  • высоким ростом – 1,65–1,7 м;
  • объёмной грудью (её обхват достигает 2 м);
  • массивным телосложением;
  • крупной головой с немного сгорбленным профилем;
  • длинной мощной шеей;
  • косо поставленными лопатками;
  • спущенным крупом;
  • костистыми правильно поставленными конечностями с густой оброслостью внизу.

Литовская тяжелоупряжная

Из названия породы становится понятно, откуда она родом, из Литвы. Её предками являются жмудские лошади и шведские ардены. Результаты селекционной работы порадовали – потомственные помеси оказались сильными, сбитыми, крепкими, обладали хорошим здоровьем и недюжинной силой.

В экстерьере литовской тяжелоупряжной породы есть некоторые особенности – непропорциональное сложение тела. Голова у животных большая, расположена на массивной шее средней длины. Туловище короткое, хорошо обмускуленное, спина широкая, рёбра округлые. Грудная клетка крупная, развёрнутая, глубокая. Ноги короткие, сухие. Представители литовской тяжеловозной породы имеют рыжую масть.

Австралийская тяжелоупряжная

У жителей Австралии до момента колонизации не было собственных сильных лошадей. Аборигенные кони были мелковаты, но хорошо приспособлены к необычному климату континента. Европейские колонизаторы доставили на материк представителей четырёх тяжелоупряжных пород:

Австралийская тяжелоупряжная порода

На их основе и выводили австралийскую тягловую лошадь. Средний рост этих животных приближен к 170 см, а вес составляет 700-900 кг. Это массивные красивые кони, обладающие дружелюбным мирным характером.

Внимание! Окрас шерсти австралийской тяжелоупряжной лошади однотонный. Для племенного разведения не допускаются особи с пятнами и подпалинами.

Брабансон

Это очень древняя порода лошадей, предками которой считаются фландерские кони, населявшие территорию бельгийской провинции Брабанд. В средние века эти скакуны участвовали в рыцарских сражениях, а потом сопровождали кавалерию. В 18–19 веках сильным животным нашли другое применение – они возили лес и другие грузы.

Внимание! Сегодня брабансоны охраняются законом Бельгии и считаются национальным достоянием страны. Их кровь течёт в жилах суффольков и шайров.

Среди особенностей экстерьера можно отметить:

  • высокий рост – 1,7–1,8 м;
  • массивный костяк;
  • небольшую голову с выразительными умными глазами;
  • плотную мускулистую шею средней длины;
  • широкую спину и крестец;
  • мощную глубокую грудь;
  • крепкие, устойчивые короткие ноги.

Булонская лошадь

К тяжелоупряжным породам относится и булонская, выведенная во Франции на основе андалузских и чистокровных арабских скакунов. Своим названием она обязана провинции Булонь. Силы и выносливости породе добавила кровь мекленбургских лошадей. Сегодня популяция булонских коней находится в плачевном состоянии, несмотря на поддержку французских властей.

Для этой тяжелоупряжной породы характерна серая масть. Животные отличаются гармоничным сложением тела, мускулистой плотной шеей, небольшой головой с аккуратными заострёнными ушами и умными глазами. Линия спины у булонцев ровная, холка широкая, круп хорошо развит, а хвост посажен высоко. Тяжеловозы французского происхождения обладают короткими и очень сильными ногами.

Ирландская тяжелоупряжная лошадь

По мнению специалистов, предками ирландского тяжеловоза являются кельтские пони и берберийцы. Окончательно порода сформировалась к 19 столетию после скрещивания местных рабочих лошадей с чистокровными верховыми. Помесные потомки использовались и под седлом, и для тяжёлых работ и перевозки грузов.

Читать еще:  Чем подкармливать баклажаны после высадки в грунт: удобрения для хорошего урожая

С виду компактные кони отличаются хорошей работоспособностью и силой. К особенностям экстерьера ирландской тяжелоупряжной породы относятся:

  • рост – 1,5–1,6 м;
  • небольшая голова с широким лбом, расположенная на сильной недлинной шее;
  • расширенные ноздри;
  • прямые уши среднего размера;
  • ровная массивная спина;
  • широкая холка;
  • развитая грудь с выдающимися вперёд мышцами;
  • короткие сильные ноги;
  • окрас шерсти: гнедой, рыжий, серый, вороной.

Суффолькская порода

Родиной суффольков является Англия. Эти лошади произошли от местных кобыл и нормандских коней. Основоположником современной породы считается жеребец Криспс. Он жил в 16 веке и отличался хорошими признаками – ростом выше среднего, крепким костяком, гармоничным строением тела и силой.

Именно такими характеристиками обладают его потомки. Интересно, что представителям породы суффольк свойственен один вид окраса шерсти – красновато-каштановый. У отдельных особей он может быть светлее или темнее. Лошади с другой мастью не вносятся в племенную книгу и не участвуют в воспроизводстве.

Английская тяжелоупряжная лошадь имеет массивное телосложение с правильными пропорциями. Взрослый жеребец весит 700–900 кг, а его рост составляет 1,65–1,7 м, обхват пясти составляет 24 см. Всё тело суффолька хорошо обмускулено, ноги сухие, прямые, сильные. Круп слегка опущен.

Внимание! Современные представители породы суффольк всё также применяются в сельском хозяйстве, но теперь их задействуют ещё и в конном туризме. С помощью этих красивых и сильных скакунов выводят новые породные линии для конкура и троеборья.

Шайрская тяжелоупряжная порода лошадей является потомком фризских и фламандских коней и имеет английское происхождение. Как и большинство европейских тяжеловозов, в средние века шайры использовались для военных целей.

Шайрская тяжелоупряжная порода

Это высокие и статные лошади. Рост жеребца­-рекордсмена Самсона составлял 2 м 17 см. Современные шайры отличаются крупной костью и гармоничным телосложением. Их рост составляет 1,8–1,85 м, а вес может превышать тонну. Характерная особенность породы – пышные белые фризы на ногах и лысина на голове.

Клейдесдаль – шотландский тяжеловоз

Эта порода является национальной гордостью Шотландии. Её история достоверно неизвестна, но учёные склоняются к версии о том, что клейдесдали произошли от бельгийских тяжеловозов, доставленных из Англии, при скрещивании с местными кобылами.

В 19 веке интерес шотландцев к новой породе сильно возрос. Мощный конь был верным помощником в сельских работах. Так клейдесдали обрели популярность и распространились по всей Европе. К середине 20 века представители этой породы огромными партиями вывозились в Америку и даже в Россию.

Внимание! Родоначальником шотландских тяжелоупряжных лошадей считается жеребец Глансер 1885 года рождения.

Клейдесдали – настоящие гиганты. Высота в холке жеребца достигает отметки 1,8 м. Средний вес особи составляет 900–1000 кг. У представителей шотландской тяжелоупряжной лошади довольно крупная голова, горбатый профиль, красивая ниспадающая чёлка и выразительный взгляд.

Клейдесдальские кони – обладают недлинной мощной шеей с красивым изгибом, широкой грудью и мощными обмускуленными плечами, хорошо обозначенной холкой. Их конечности широкие и сильные с крупными суставами, а нижнюю их часть украшают роскошные фризы. Традиционными мастями шотландского тяжеловоза считаются:

У клейдесдалей нередко встречается подмастка сабино. Фризы на ногах чаще белые, реже – окрашены в основной цвет шерсти.

Першерон

Это относительно молодая порода тяжелоупряжных лошадей французского происхождения. Она выведена в начале 19 века скрещиванием местных рабочих кобыл с арабскими скакунами. По мнению специалистов, на развитие породной линии также повлияли булонские и бретонские жеребцы. Её название связано с областью Перше, где изначально занимались разведением этих лошадей.

Распространённая масть першеронов – серая, её они унаследовали от арабских предков. Французский тяжеловоз вобрал в себя всё самое лучшее от своих прародителей:

  • гармоничное сухое телосложение;
  • силу и мощь;
  • выносливость;
  • мягкий ход.

Першероны обладают средним ростом – 1,62 м и квадратным типом телосложения. Обхват груди жеребца нередко превышает 2 м, пясти тоже довольно массивные – 24–25 см в окружности. Животные имеют компактную красивую голову с выступающей лобной частью и аккуратным профилем, мускулистую шею, густую гриву. Их спина и холка широкие, круп мощный, прямой, раздвоенный. Предплечья тяжеловозов из Франции средней длины, пясти короткие, суставы крупные и прочные. Гиганты-першероны отличаются мягким характером и неприхотливостью. Сегодня их используют для улучшения других пород и создания лошадей для охоты и спорта.

Голландская упряжная – фризская лошадь

Небольшая провинция Фрисландия на севере Нидерландов – родина этих скакунов. В Голландии эта порода является национальной гордостью страны. Она очень древняя, а предками фризских лошадей считаются испанские скакуны и местные холоднокровные породы. Родоначальником фризов является жеребец по кличке Немо.

Голландская тяжелоупряжная лошадь очень хорошо сложена, правда, шея и голова на фоне туловища кажутся слишком большими. Корпус фризов сухой и мускулистый, живот подтянутый, грудь округлая, широкая. Конечности жилистые средней длины, нижняя их часть украшена роскошными щётками.

У фризов довольно густая грива и хвост, а масть преимущественно вороная. Эти лошади считаются одними из самых красивых в мире. Средний рост скакуна составляет 1,62 м. Кони обладают размашистыми движениями, их рысь смотрится эффектно.

Тяжелоупряжные породы – это кони-силачи. Они не способны развивать высокую скорость и не могут похвастать изяществом форм, их предназначение другое – выполнять тяжёлую работу и возить грузы. Сейчас они уже не столь востребованы, как раньше, но многие породы тяжеловозов представляют историческую ценность. Благодаря энтузиастам, они сохранились до нашего времени, несмотря на пережитые войны и развитие технического прогресса.

Все о лошадях-тяжеловозах

Лошадь-тяжеловоз – настоящий труженик, способный выдерживать самые интенсивные физические нагрузки. Во всём — от внешнего облика до поведения — она демонстрирует степенность и неспешность. Впрочем, характеристика советской, бельгийской, французской и других пород тяжеловесов всё же не столь однозначна в их определении. Красивые крупные животные легко справляются и с перевозкой грузов, и с пахотными работами на полях, и с преодолением препятствий. Их исполинский рост, выраженная мускулатура, массивное тело выглядят весьма впечатляюще.

История

Впервые понятие «лошадь-тяжеловоз» появилось много столетий назад, в эпоху Средневековья, когда была особенно сильна потребность в выведении коней, способных нести на себе воинов в тяжёлых латах. Именно они принимали участие в рыцарских турнирах и походах, и блестяще справлялись с этой важнейшей задачей. Кроме того, прекрасные и сильные животные, именуемые в те времена «дестриэ», сопровождали своих владельцев в походах и были им хорошими спутниками в перемещении на большие расстояния.

Какой средний вес у коня был в те времена? Предки современных тяжеловозов достигали массы в 800–1000 кг при росте до 200 см. Конечно, лошадь с такими габаритами не была способна успешно маневрировать или с лёгкостью брать барьеры. Кроме того, под нагрузкой дестриэ быстро утомлялись, и не могли обеспечить длительное движение вперёд так же успешно, как их более лёгкие «коллеги».

Читать еще:  О хвосте и гриве лошади: особенности ухода за конским хвостом и гривой

Современными потомками средневековых дестриэ считаются многие породы лошадей. Самые известные из них – бельгийские брабансоны, французские першероны и шайры, используемые в Великобритании. Именно английской породе тяжеловозов и принадлежит рекорд по массе и росту особи. Жеребец породы шайр, родившийся в далёком 1846 году, как зафиксировано, имел высоту в холке 220 см и весил более полутора тонн.

В России, из-за обилия пахотных угодий, сложилось собственное генеалогическое ответвление тяжеловозов. Формирование пород было начато на рубеже XIX и XX веков на базе местных упряжных лошадей и ввозимых из Бельгии арденов. Характерная дисгармоничность европейской разновидности тяжеловозов под влиянием селекционной работы была устранена. Выведенный тип лошадей отличался крепким, красивым сложением, впечатляющим экстерьером. Такой подход благотворно сказался на репутации будущей породы – она смогла завоевать не один приз на всемирных и международных выставках.

Характеристика

В зависимости от породной принадлежности, варьируются и характеристики тяжеловозов. Но есть и некоторые общие признаки. Все тяжеловозы – шаговые лошади, не ориентированные на скоростное передвижение. Для них характерны следующие признаки:

  • короткая мускулистая шея;
  • спина средней длины с выраженным мышечным рисунком;
  • сухие, крепкие ноги;
  • широкий круп;
  • средний вес в диапазоне 0,8-1 т;
  • высота от 1,6 до 2,0 м.

Характерный для тяжеловозов аллюр – шаг. Тем не менее такой конь вполне может демонстрировать резвость на короткой дистанции.

Некоторые породы даже способны преодолевать препятствия в прыжке – таким навыком обладает ирландский тяжеловоз, довольно лёгкий, но сильный.

Тяжелоупряжные породы лошадей

Вы здесь

Результатом многогранной работы ученых, специалистов и работников хозяйств стало создание отечественных пород тяжеловозов -советского, русского, владимирского и латвийского, которые по своим качествам вполне отвечали требованиям народного хозяйства нашей страны (таблица I).

Тяжелоупряжные породы:
Советская тяжелоупряжная порода. Это наиболее крупная тяжелоулряжная порода в нашей стране. Она выведена скрещиванием брабансонов с местными лошадьми упряжного типа разнообразного происхождения (помеси арденов, першеронов, битюгов и др.). Завезенные из Бельгии и Голландии жеребцы брабансонской породы размещались как в государственных конных заводах, каковыми до 1917 года были Хреновский, Деркульский и Починковский, так и в заводских конюшнях, а также в помещичьих хозяйствах многих областей России. По мере накопления помесей II, III и IV поколений перешли от поглотительного скрещивания к воспроизводительному и разведению помесей желательного типа «в себе».

Постепенно в Починковском конном заводе Нижненовгородской области и в Мордовском конном заводе, а также на племенных фермах колхозов Нижненовгородской, Ярославской. Владимирской областей и Мордовской АССР был создан своеобразный массив лошадей тяжелого типа, значительно отличавшийся от брабансонов. Такой тип отвечал требованиям сельскохозяйственного производства. Новая порода была утверждена в 1952 году.

Лошади советской тяжеловозной породы обладают разносторонними рабочими качествами: быстротой, силой, выносливостью. Племенные кобылы колхозов, совхозов и конных заводов постоянно используются на сельскохозяйственных работах. Лучшей части породы, сосредоточенной в конных заводах, присущи «крупность, массивность, гармоничное сложение, крепкая конституция»

Советские тяжеловесы имеют пропорциональную голову, массивную шею, широкую, но не высокую холку; глубокую и широкую грудь; короткую, широкую и прямую спину; очень широкий раздвоенный и свислый круп: толстую кожу. Из недостатков экстерьера встречается мягковатость бабок, сырость суставов, косолапость, саблистость конечностей. Ос¬новная масть рыжая (65%), рыже-чалая (13%), вороно-чалая, бурая, игреневая.

Современные жеребцы советской тяжеловозной породы несколько облегчены, что отвечает требованиям производства подвижной, более сухой рабочей лошади. Но с учетом перспективы использования этих лошадей в мясном и молочном коневодстве снижение массивности может оказаться нежелательным. В породе выделяются три типа: основной, облегченный и утяжеленный. Лошади этой породы очень скороспелы. При нормальных условиях выращивания 6-месячные жеребята весят 360—380 кг, а в годовалом возрасте 520— 540 кг. Молочная продуктивность чистопородных кобыл кумысной фермы Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства по данным И. И. Сорокиной, составила в среднем 3287 кг. Животные этой породы отлично используют пастбища, грубые и сочные корма, хорошо акклиматизируются в суровых условиях и нетребовательны к содержанию. Эти ценные качества обеспечили популярность породы в деле улучшения рабочих лошадей и сделали ее весьма перспективной в мясном коневодстве.

Плодовитость кобыл конных заводов 65—76%, срок племенного использования 16—.18 лет.

Племенная работа с породой направлена на совершенствование форм телосложения и рабочих качеств лошадей. В породе выделены ценные линии : 508 Румба, Боже, 977 Режима. Жасмина. 284 Ковбоя, 885 Флейтиста и другие семейства (Рулетки. Ревекки. Зозули. Вьюги. Куклы) .

В Мордовском конном заводе сложился своеобразный тип лошадей советской тяжеловозной породы, что было обусловлено прилитием крови суффольков, придавших животным этого хозяйства сухость, хорошие движения и энергетический темперамент.

Лучшее племенное поголовье советских тяжеловозов находится на племенных фермах колхозов и совхозов Ярославской, Горьковской, Владимирской и Тамбовской областей, Мордовской АССР и Украинской ССР (Сумская область). Наиболее ценное племенное поголовье сосредоточено в Починковском (Горьковской области) и Мордовском конных заводах.

Русская тяжелоупряжная порода. Лошади этой породы предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ. Кроме того, они имеют хорошие мясные качества и высокую молочную продуктивность, что делает русскую тяжеловозную породу весьма перспективной в продуктивном коневодстве.

История создания породы относится ко второй половине XIX столетия, когда в Россию начали поступать все возрастающие партии горных арденов из Бельгии. Эти животные были недостаточно гармонично сложенными, имели мягкую спину, свислый зад, отмечалась саблистость конечностей. В то же время поступившие ардены отличались хорошей работоспособностью и неприхотливостью, что способствовало их широкому распространению.

Разводили их в основном помещичьи хозяйства, а также государственные — Деркульский и Хреновский конные заводы и ферма б. Петровской сельскохозяйственной академии (ныне ТСХА). на которую ардены были завезены в 1861 году. К 1904 году их разводили в 376 хозяйствах, а в штате жеребцов госконюшен в 1915 году они составили 25,8% от всех производителей тяжелоупрнжного направления.

Чтобы увеличить поголовье арденов, их разводили не только «в чистоте», но и скрещивали с кобылами упряжного типа разных пород, преимущественно брабансонов и першеронов. В связи с этим поместное поголовье различалось по типу и происхождению.

После Великой Октябрьской социалистической революции племенную работу с арденской породой и ее помесями стали вести государственные конные заводы в направлении типизации поголовья и консолидации желательного типа, В результате работы был создан большой массив племенных лошадей планового типа и выведены заводские линии (Каракула, Ларчика, Поденщика, Рубикона). Утверждена порода в 1952 году.

Лошади русской тяжеловозной породы некрупные, но характеризуются отлично выраженными упряжными формами, они широкотелы, имеют крепкую конституцию и уравновешенный темперамент. К корму неприхотливы, способны хорошо его усваивать и сохранять упитанность. Кобылы этой породы в условиях конных заводов отличаются высокой плодовитостью — 85—90 жеребят на 100 маток.

Читать еще:  В чем отличие мерина от жеребца: как называется кастрированный конь

Продолжительность заводского использования 20—22 года, нередко 25—27 лет. Масть русских тяжеловозов рыжая, рыже-чалая, рыжая в середине, реже гнедая и вороная. Скрещивание жеребцов русской тяжеловозной породы с местными степными кобылами оказалось эффективным. Молочная продуктивность чистопородных кобыл во Всесоюзном научно-исследовательском институте коневодства составляет в среднем 2732 кг. Племенные лошади русской тяжелоупряжной породы используются па сельскохозяйственных работах.

Это снижает себестоимость получаемой племенной продукции, способствует повышению плодовитости жеребцов и кобыл и отбору лошадей с лучшими рабочими качествами. Порода широко распространена почти во всех зонах страны.

В породе существуют два типа: уральский (более крупный) и новоалександровский (менее крупный, но более сухой, гармоничный). За последнее время созданы линии Лазутчика, Коварного, Горностая, Разрядника, Капитана и других, а также высокоценные семейства (026 Булки, 144 Норки. 1611 Салфетки. 0348 Кулиги. 0340 Кристальной и др.).

Основным методом совершенствования породы является чистопородное разведение по линиям.

Главные признаки отбора: крупность, типичность, правильный экстерьер с учетом результатов использования лошадей на хозяйственных работах и в специальных испытаниях, а также здоровье, долговечность, плодовитость и молочность. Лучшая часть племенного поголовья лошадей русской тяжеловозной породы сосредоточена в четырех крупных специализированных заводах: Ново-Александровском Ворошиловградской области, Куедннском Пермской области. Красноармейском Свердловской области и Мстиславском Могилевской области. Имеются эти лошади в Херсонском конном заводе Воронежской области, Пермском Пермской области, Шадринском Курганской области и некоторых других.

Литовская тяжеловозная порода. Выведена в Литовской ССР скрещиванием жмудских лошадей преимущественно с арденами шведского происхождения. На территории Литвы издавна разводилась хо¬рошо приспособленная к местным условиям, выносливая лошадь. сведения о которой встречаются в иппологической литературе XVI века.

Использовали ее для транспорта и в сельском хозяйстве. Во вто¬рой половине XIX века с ростом грузооборота и интенсификацией земледелия жмудских лошадей начали улучшать более крупными тяжеловозными породами, в основном бельгийскими арденами, выращенными в Швеции. Помесей III—IV поколений разводили «в себе». У помесных животных выносливость и неприхотливость местных лошадей сочетались с массивностью и крупностью арденов.

Большую роль в развитии тяжеловозного коневодства Литвы играли коневодческие и сельскохозяйственные общества, а также Вильнюсская земская конюшня.

Типизацию поголовья завершили организованные Советской властью Жагарская, Неманская, Вильнюсская и Судавская государственные заводские конюшни, Кедайняискнй и Таурогский племенные рассадники. Утверждена порода в 1963 году.

Лошади литовской тяжеловозной породы имеют хорошо развитые мышцы, крепкую конституцию и спокойный темперамент. Из недостатков экстерьера встречаются грубоватая голова, мягкая спина, косолапость, саблистость конечностей и некоторые другие. Лошади этой породы преимущественно рыжей (70%) и гнедой «(22%) масти. Отличаются долголетием, плодовитостью, здоровьем. В литовской тяжеловозной породе испытаниям подвергается значительная чаем. племенных лошадей, что повышает эффективность улучшения породы. Литовские тяжеловозы используются как- рабочие животные, как улучшатели поголовья в республике и соседних областях РСФСР, кроме того, их экспортируют для убоя на мясо.

В породе выделено девять линий и 13 семейств. Лучшее поголовье этих лошадей находится в Судавском и Жагарском конных заводах, которые одновременно выполняют функции госконюшен и частично племенных рассадников. Каждый из пяти конных заводов республики имеет зону деятельности в 8—11 административных районах. Таким образом, конные заводы обслуживают всю территорию республики.

Владимирская тяжелоупряжная порода. Выведена на племенных фермах колхозов и совхозов Владимирской и Ивановской областей, в районах так называемого Владимирского ополья. Основную массу конского поголовья этих районов составляла мелкая (высота в холке до 133 см.) крестьянская лошадь крепкой конституции, выносливая, но слабосильная.

В конце XIX в., когда в крестьянском хозяйстве деревянную соху и борону стали вытеснять тяжелые плуг и борона, потребовалась более сильная рабочая лошадь.

Близко расположенные крупные промышленные города (Иваново, Ярославль, Москва и др.) также нуждались в лошади тяжелого типа. В 1886 году была организована Гаврилово-Посадская государственная заводская конюшня, которая была укомплектована рысаками и лошадьми тяжеловозных пород, как першероны, суффольки, суффолькклейдесдали и ардены.

Скрещивание местных кобыл с жеребцами этих пород привело к постепенной замене беспородных лошадей улучшенными помесями. С 1901 г. состав производителей заводской конюшни пополнился 32 жеребцами клейдесдальской, а в период с 1910 по 1917 — 13 жеребцами шайрской породы. В крестьянских хозяйствах, расположенных вокруг Гаврило-Посада, Юрьев-Польского и Суздаля, использовались в случке преимущественно клейдесдальские жеребцы,, что способствовало дальнейшему укрупнению лошадей и приданию им упряжного тяжеловозного типа. С 30-х годов началась плановая племенная работа по разведению и типизации высококровных помесей, содержащихся на 98 племенных фермах колхозов Владимирской и Ивановской областей. Организованный в 1936 г. Гаврило-Посадский государственный племенной рассадник завершил многолетнюю работу по созданию новой тяжеловесной породы, которая официально утверждена в 1946 году.

Лошади владимирской тяжеловозной породы отличаются крупным ростом, хорошо развитыми мышцами, крепкой конституцией и энергичным темпераментом. Животные сильные и выносливые в работе, имеют свободные движения па шагу и рыси, хорошо приспособлены к условиям средней зоны нашей страны. Экстерьерные особенности этой породы следующие. Голова большая, сухая; шея длинная, с сильно развитыми мышцами; круп раздвоенный, немного приспущенный: конечности крепкие.

У некоторых лошадей наблюдается большая оброслость конечностей, склонность к мокрецам. Масть гнедая (82%), вороная (7%) и рыжая (7%), на голове и конечностях имеются большие отметины. Владимирский тяжеловоз достаточно скороспелый: в три года жеребцов и кобыл используют для воспроизводства и на сельскохозяйственных работах. При нормальных условиях кормления и содержания кобыл выход жеребят составляет 75—80%. Продолжительность заводского использования лошадей этой породы 18—20 лет.

Основной задачей племенной работы с породой является совершенствование типа, экстерьера и упряжных качеств животных. Главный метод племенной работы — чистопородное разведение по линиям с использованием инбридинга на выдающихся лошадей владимирской породы и кроссов. Лучшие племенные лошади сосредоточены в Гаврило-Посадском (Ивановской области) и Юрьев-Польском (Владимирской области) конных заводах, а также на племенных фермах колхозов и совхозов, В породе создано свыше 10 линий, лучшие из них линии Литого, Ландыша, Холода, Глен, Альбина, Стандарта, Шерифа.

Существенными факторами, оказывающими большое влияние па совершенствование лошадей владимирской породы, являются увеличение маточного поголовья конных заводов, рост численности лошадей перспективных линий, возобновление тренинга и испытания молодняка, проведение выставок и выводок племенного поголовья, более широкий обмен производителями между племенными хозяйствами разных категорий.

Источник: «Лошадь на личном подворье»
А. Н. Семин, Н. П. Береснев, Ю. А. Кирсанов, А. В. Лиходеевский
Екатеринбург: Издательство Уральского университета совместно с МП «ПИПП», 1992 г.

Источники:

http://fermhelp.ru/tyazheloupryazhnye-porody-loshadej/
http://stroy-podskazka.ru/loshadi/porody-i-masti/tyazhelovozy/
http://fermer.ru/sovet/loshadi/35995

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector